8 (965) 388-13-29
Продукты Цены Скачать Партнеры Документация Контакты В начало Отправить письмо Карта сайта
 

Контроль качества строительства. Оценка соответствия качества в строительстве.

Обозначаем проблему.

Статья 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что строительный контроль (привычнее - технический надзор) проводится в целях проверки соответствия выполняемых работ, в том числе и строительно-монтажных работ, проектной документации, требованиям технических регламентов, норм и правил и иным нормативным правовым актам. Предметом государственного строительного надзора, согласно ст.54 вышеуказанного документа является проверка соответствия выполнения работ проектной документации, требованиям технических регламентов, норм и правил и иным нормативным правовым актам. На этом все и заканчивается или начинается?

Если сами определения «соответствия» и «требования» даны в семействе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 и это как-то согласовывается с понятием «требования» в строительных нормах и правилах, то дальше начинаются вопросы.

- Во-первых, ЧТО КОНТРОЛИРОВАТЬ, или количество контролируемых параметров. Требований, изложенных в СНиПах и ГОСТах, столько, что должностному лицу органа государственного строительного надзора практически невозможно реально оценить соответствие без четко документированных процедур.

Технологические параметры контроля качества строительства

Проиллюстрируем сказанное на примере создания одной железобетонной конструкции. Технологических параметров контроля в соответствии с разделом 2 СНиП 3.03.01-87 по большому счету, немного: в зависимости от ситуации от 15 до 30, однако нельзя забывать, что на лице, осуществляющем строительство, лежит обязанность подтвердить соответствие бетона, арматуры, добавок в бетон, и т.д. А это, в соответствии с требованиями ГОСТ 4.212-80 «Система показателей качества продукции. Строительства. Бетоны. Номенклатура показателей», требует контроля еще более 50 показателей конструктивности бетонной смеси, что в реальной ситуации оценки соответствия может достигать 150-200 показателей.
Кроме того, ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия» определено 45 показателей качества арматуры, из которых реально при входном контроле используется от 5 до 45. В итоге, в первом приближении при изготовлении одной железобетонной конструкции показателей и параметров контроля от 35 до 70. Теперь умножьте это на количество железобетонных конструкций… А если учесть все виды конструкций и систем, то можно представить весь объем работы по оценке соответствия.

- Во-вторых, КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ? Вопрос весьма актуален, в первую очередь, для органов государственного строительного надзора, поскольку надзорная работа - потенциально всегда конфликт. Решение вопроса четкой формализации проверок, наличие четкой технологии их проведения - это, прежде всего, обеспечение возможности избежать ошибок и конфликтных ситуаций, профессиональная безопасность как проверяемых, так и проверяющих. Проверка соответствия должна быть системной, формализованной, прозрачно понятной по составу требований и технологии проведения.

К сожалению, такая система отсутствует в принципе, ни один подзаконный документ даже не намекает о необходимости систематизации этой работы. Ни Ростехнадзор, ни Минприроды до сих пор ни в одном документе не разъяснили, что же такое строительный контроль, руководящая документация о порядке осуществления строительного контроля не разработана, хотя с момента выхода Постановления Правительства «О государственном строительном надзоре» в феврале 2006 года прошло более 4 лет. А если учесть недостаточно четкие понятия опасных, особо опасных, уникальных и технически сложных объектов капитального строительства, инспектор направляется «туда, не знаю куда» проверить «то, не знаю что». «Правил игры» нет, период «мутной воды» - в расцвете.

- В-третьих, ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? Казалось бы – нет правил осуществления строительного контроля - "ну, на нет и суда нет", все стройте, как хотите!?... Но! Но! В отсутствие долгообещаемых регламентов СНиПы и ГОСТы, слава богу, существуют. Заложенная таким образом государством на строящихся объектах мина противостояния с бизнесом раскачивает качели, провоцирующие соревнование проверяющего и проверяемого в ловкости и хитрости... И хорошо, если должностное лицо строительного надзора обладает достаточным опытом, знаниями, умением убедить и самое главное - желанием это сделать. А нет – привет, Аква- Парк!

Заключение о соответствии и Контроль качества 

Отсутствие четко прописанных процедур оценки соответствия может привести к достаточно неприятной для застройщика ситуации. В итоге проведения плановой проверки должностное лицо государственного строительного надзора, бывший ди-джей или офтальмолог (бывает и такое), выдает «на-гора» всего два-три замечания, которые достаточно легко устраняются. Следующие плановые проверки проходят столь же успешно, настроение у застройщика бравурное. И вот застройщик подходит к итоговой проверке с полной уверенностью, что завтра заключение о соответствии у него в кармане.
Но вот незадача - на итоговой проверке должностное лицо меняется, теперь это опытный строитель с сорокалетним стажем, этакий Верещагин, у которого давно все есть - и дом, и павлины, ему «за Державу обидно». И вот тут застройщику вываливают 100 замечаний или 500, количество роли не играет, главное – становится понятно, что эта итоговая проверка может стать финишем работы в горячо любимой компании, или финишем в бизнесе. Но я уклонился от темы. Проверка показывает, что имеющаяся исполнительная документация не отражает всех требований проекта, строительных норм и правил. застройщику ничего иного не остается, как подтверждать соответствие путем проведения обследования, стоимость которого неприятно удивляет.

В результате анализа полученного наконец заключения по результатам обследования выясняется, что проведенное обследование не является полным, не отражает всех требований норм и правил. После проведения дополнительного комплекса мероприятий появляется новое заключение по результатам обследования. И тут застройщик с удивлением узнает, что на основании устраненных нарушений придется устранять другие. Впереди начинает маячить судебное разбирательство как последняя возможность ввести объект в эксплуатацию. А объект прибыли не дает, а кредиторы уже стучатся… На этом я тему остановлю, думаю всем понятно, что документированные процедуры подтверждения соответствия нужны, и они должны быть систематизированы. Одновременное использование в статье терминов «система подтверждения соответствия» и «система строительного контроля» - не игра слов, на самом деле это разные понятия.

Системный подход к осуществлению строительного контроля, кроме описания процедур контроля качества в отдельной организации, должен отвечать полностью или частично на следующие вопросы:
1. Каково взаимодействие организаций-участников строительного процесса и распределение ответственности между ними при совместном участии в процедурах контроля качества. Ответственность определяется в рамках договора строительного подряда, то есть в рамках действующего Гражданского кодекса, однако прописать все нюансы в рамках договора сложно. Кто проводит входной контроль (приемку строительной продукции), когда один бурит сваи, другой монтирует каркасы, третий бетонирует? А кто из них отвечает за подготовку и систематизацию исполнительной документации? Ответ: «Заказчик или генподрядчик». Согласен, но корреспонденция записей трех организаций показывает, что сначала трубу закопали, затем изолировали, и только потом сварили. К сожалению, это не шутка. И документацию представляет либо заказчик, либо подрядчик.

2. Каково взаимодействие по вопросам качества с надзорными органами, в том числе контрольными органами саморегулируемых организаций (СРО), которые, судя по всему, будут пострашнее государственных. Нарушение некоторых требований строительных норм и правил не всегда приводит к снижению качества продукции. Например, работа выполнена, ее качество подтверждено обследованием, но проект производства работ по каким-либо причинам отсутствует. Проверяющий орган на итоговой проверке выкатывает замечание относительно отсутствия ППР на определенный вид работ, и, как следствие, решение об отказе в выдаче заключения о соответствии. Действия должностного лица формально законны, однако, по сути, это требование неактуально. Строительные лицензии ушли, появились допуски к работам, за выдачу которых отвечают СРО, в интересах которых добиться того, что организация, получающая допуск к работам, соответствует хоть каким-то требованиям. Но поскольку СРО не интересует, как заказчик и генподрядчик будет вводить объекты капитального строительства в эксплуатацию, в лучшем случае СРО разработает стандарты предприятия, которые создадут систему качества продукции, и частично выполнят функции системы подтверждения соответствия требованиям проекту, нормам и правилам.

3. Какую систему качества из ныне существующих на рынке использовать? Много разговоров о семействе ГОСТ ИСО 9000, кстати, некоторые так и заявляют: «Зачем мне СНиПы, когда у меня есть СМК?». Люди просто не видят разницы между требованиями к системе управления качеством и требованиями к продукции. А поскольку подчас на рынке их цена более конкурента, этого не понимает и потребитель. На мой взгляд, перспективной выглядит «Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве», при правильном наполнении
системы процедурами подтверждения соответствия вполне может получиться полноценная система оценки соответствия. Но, к сожалению, она находится в зачаточном состоянии.

____________________________________________________________________________
© 2010 ГлавСтройКонтроль
Статью подготовил
Директор по производству "ГлавСтройКонтроль"
А.А. Деревянко
Почетный строитель Российской Федерации
e-mail: A.Derevyanko@gscontrol.ru

 Статьи:
Управление строительством и организация строительства