|
Программа для саморегулируемых организаций СРО в строительстве
Решат ли СРО проблемы качества в строительстве?
Переход от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли России заканчивается. Государство добросовестно передало функции по лицензированию строительной деятельности в рынок - саморегулируемым организациям с надеждой, что это повысит качество строительства и предупредит нанесение вреда жизни и здоровью граждан. Процесс перехода прошел активно, и можно подвести некоторые промежуточные итоги. Организации, ранее получавшие лицензии в строительстве «на всякий случай», если вдруг «подряд подвернется», или просто «денег помыть», вступать в СРО не спешат, поскольку затраты достаточно велики. В ожидании замер и малый строительный бизнес, для него установленный вступительный взнос в саморегулируемую организацию - деньги неподъемные.
Вопросом отслеживания в своих рядах недобросовестных предпринимателей от строительства занялись сами строители, а точнее - исполнительные дирекции саморегулируемых организаций. Разработав требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, СРО приступили к систематическому контролю указанных требований.
Мониторинг сайтов саморегулируемых организаций дает следующий перечень типовых требований, призванных реализовать цели СРО в области повышения качества:
- Требования к образованию руководителей и специалистов строительных организаций.
- Требования к численности и профессиональному стажу работников.
- Обязательное прохождение руководителями и специалистами курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области строительства.
- Наличие системы проверки квалификации персонала (аттестации) на соответствие занимаемой должности по утвержденным программам.
- Наличие сертификата соответствия действующей системы менеджмента качества, выданного национальным или международным органом по сертификации.
Не ставя под сомнение необходимость приведенных требований, давайте оценим достаточность этих требований и способы их реализации.
Первые два пункта говорят о способности выполнять те или иные профессиональные задачи, и обсуждать их бессмысленно. А вот на следующих пунктах следует остановиться подробно:
1. Прохождение руководителями и специалистами курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области строительства имеет ряд аспектов. Кто будет повышать руководителям и специалистам квалификацию? В какой форме? Как будет организована обратная связь? Какая реальная польза от этого повышения будет в практической деятельности специалистов? Без четкого ответа на эти вопросы повышение квалификации может быть, сведено к формальному получению очередной корочки, дающей право спокойно доработать до следующего срока повышения квалификации. Меня, как руководителя, всегда настораживало наличие у кандидата на должность большого количества различных корочек, т.к. складывалось впечатление, что человек не работал, а все время учился и к практической реализации своих функций он не готов.
2. Далее относительно наличия системы проверки квалификации персонала (аттестации) на соответствие занимаемой должности. Опять же вопрос – а судьи кто? Кто будет проверять у руководителей и специалистов квалификацию? Каков уровень их подготовки? Насколько эти проверки будут связаны с практической деятельностью на объектах строительства? Строители народ ушлый и просто так к ним не подойдешь.
3. Многие руководители строительных организаций и СРО возлагают большие надежды на систему менеджмента качества (СМК), полагая, что ее внедрение автоматически повысит качество строительных работ. К сожалению, на людей действует магическое слово «качество». Если бы они сами разрабатывали или читали качественно разработанные руководства по качеству, то в головах была бы ясность.
Так давайте разберемся, что же такое СМК.
Система менеджмента качества - это четко прописанная система взаимоотношений подразделений организации с конкретными должностными обязанностями и инструкциями, которая к конкретным процессам, влияющим на качество строительно-монтажных работ, никакого отношения не имеет. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2005, внедрение СМК обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. Заметьте, обеспечивает уверенностью не в качестве поставляемой продукции, а уверенностью в способности поставлять такую продукцию, причем именно «поставлять», а не производить. А качество строительной продукции зависит, прежде всего, от того, как идет процесс производства на строительных площадках, и здесь необходима иная система.
Требования к строительной продукции изложены в проекте, технических регламентах, строительных нормах и правилах. И говоря о качестве произведенной строительной продукции необходимо говорить о наличии системы оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов (норм и правил). Уверен, что только при наличии указанной системы, ее качественном внедрении в строительных организациях, тщательном контроле со стороны СРО, выдавших допуск на проведение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, можно говорить о достижении основной цели саморегулируемых организаций - повышение качества строительства.
К сожалению, ни национальное объединение строителей, ни отдельные СРО даже не говорят о необходимости системы оценки соответствия строительной продукции. Жаль, но строительное сообщество к осознанию проблемы повышения качества строительства еще не подошло. Государство проблему оценки соответствия строительной продукции по инерции возлагает на органы государственного строительного надзора и заказчиков, осуществляющих строительный контроль. С нашей точки зрения, это заблуждение, мало того - в ближайшее время государственный заказчик будет выделять организации, внедряющие не только системы менеджмента (управления и руководства) качества, но в первую очередь системы контроля качества.
Важно почувствовать разницу между понятиями «система управления и руководства качества» и «система контроля качества». Система контроля качества включает в себя как систему менеджмента качества, так и систему оценки соответствия продукции требованиям техническим регламентам (нормам и правилам). Первый звонок в этом направлении уже прозвенел - это постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов». И что интересно, постановление Правительства говорит о необходимости наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя системы контроля качества, а не системы менеджмента качества, Так что саморегулируемым организациям СРО, чтобы остаться в правовом поле, необходимо включать в перечень обязательных требований - наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя системы контроля качества.
В сложившейся ситуации надо помнить, что государство вместе с правами по выдаче допуска на проведение работ оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, передало и обязанности по контролю за членами-участниками СРО, а также возложило ответственность за причинение вреда жизни и здоровью граждан.
___________________________________________________________________________________________
Статью подготовил
Директор по производству "ГлавСтройКонтроль"
А.А. Деревянко
Почетный строитель Российской Федерации
e-mail: A.Derevyanko@gscontrol.ru
|
|